Детство без градуса

29.11.2011 12:11

Этой осенью в Москве стартовала третья акция общественного контроля по пресечению продажи алкоголя несовершеннолетним «Не спаивайте наших детей!». Акция проходит при поддержке Управления Департамента семейной и молодежной политики города Москвы в Восточном административном округе, окружного Молодежного совета и проекта «Гражданская смена» при участии Координационного совета общественных и благотворительных организаций, оказывающих помощь семьям с детьми ВАО.

По официальным данным Роспотребнадзора, алкоголизм и его последствия ежегодно уносят жизни более 700000 молодых россиян. Поэтому сейчас как никогда актуальна эта акция, которая объединяет власть и общественность в едином желании: искоренить продажу алкоголя детям.

Проходит акция следующим образом: ребенок в возрасте 12 – 15 лет в присутствии одного из родителей, дублера главы управы района и члена Молодежного совета покупает алкоголь в магазине. Если продавец отказывает ребенку в покупке товара, то магазину выписывается благодарность. При обратном исходе составляется акт, и о факте нарушения закона сообщают в управу района, муниципалитет и префектуру. В тех магазинах, где закон выполняют, развешивают стикеры: «Здесь не продают алкоголь детям. Проверено». В этом году 39% магазинов продали алкоголь, в прошлом этот показатель был лучше – 30%.

На пресс-конференции, посвященной этой акции, на вопросы журналистов ответили: руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Людмила Гусева, координатор акции «Не спаивайте наших детей!» Александр Бекасов, депутат Государственной Думы Виктор Звагельский, заместитель префекта Восточного административного округа по вопросам торговли Татьяна Леонова, дублер префекта ВАО Валентина Шалашникова и активный участник акции Алексей Яковлев. Провел пресс-конференцию Петр Спектор, первый заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец».

Первой взяла слово Людмила Гусева, подчеркнувшая, что «каждая такая акция имеет особенное значение, потому что это касается каждой семьи, каждого ребенка». Людмила Ивановна обозначила три направления осмысления проблемы. Первое – нравственное:

– Безопасность – это не только отсутствие угрозы насилия, но и ощущение того, что ребенок может чувствовать себя в обществе спокойно. А как он может чувствовать себя в безопасности, если его сверстники могут купить алкоголь? Доступность и допустимость – это второе направление. Здесь важен подъем общественности, активная гражданская позиция. Третий важный пункт – необходимость упорядочения мелкорозничной торговли.

Людмила Ивановна отметила, что в крупных сетях подобных правонарушений уже практически нет – они беспокоятся за свою репутацию, а вот на мелких торговых точках, где у людей нет моральной ответственности, зато есть хозяин и план, продажа алкоголя несовершеннолетним продолжается:

– Хорошо, что наш мэр Сергей Собянин в один из своих объездов поставил вопрос об упорядочении мелкорозничной торговли – прежде всего, там, где есть вокзалы, метро, общеобразовательные учреждения, стадионы.

Людмила Ивановна подкрепила свои доводы цифрами:

– В 2010 году в Москве было зафиксировано 1893 случая лишения родительских прав, в 2011 году – 1263 случая. В 90% случаев причина – пьянство родителей в возрасте 30 – 35 лет. Еще вчера они были детьми, позавчера им продавали спиртное, а сегодня их лишают родительских прав. Кроме того, 3000 детей в нашем городе состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, как правило, за употребление спиртных напитков. Я к ним отношу и пиво, и то, что продают в металлических банках – на этикетке можно написать все, что угодно, но по сути это суррогат, содержащий спирт.

Свое мнение руководитель ДСМП высказала и о современном досуге для молодежи:

– Я ярый противник ярких, громких и красивых пивных праздников и фестивалей. Может быть, уже там и закладывается наше спокойное отношение к тому, что распитие алкоголя сопряжено с праздничными событиями. В этом году наш департамент провел фестиваль уличной культуры Moscow International Rap Festival, за 2 дня его посетили свыше 100000 ребят. Не было ни одного случая пришедших в состоянии алкогольного опьянения и ни одного проноса алкоголя! Это тоже определенная культура, репутация: в среде, где есть спортсмены, танцы, труд, нет места алкоголю. Если целью нашего общества будет то, чтобы ребята вели здоровый образ жизни, если мы будем сообща работать в этом направлении, у нас обязательно все получится. В свою очередь Правительство Москвы в этом отношении ведет твердую и последовательную политику. Ну и чем еще мне нравится эта акция – в ней нет места митингам, акциям, громким словам – люди просто делают свое дело.

Дальше слово взял непосредственный участник акции Алексей Яковлев. В свои 14 лет он уже второй раз помогает взрослым – выступает в роли того самого «контрольного закупщика»:

– Я бы хотел отметить, что в некоторых магазинах алкоголь несовершеннолетним продают два года подряд. Это очень обидно – хотелось бы, чтобы я не просто ходил и покупал алкоголь, а чтобы была какая-то польза.

На вопросы, чем именно снабжают «добрые продавцы» подростков, Алексей ответил:

– Мне и пиво, и вино продают. А еще у нас был случай, когда девочке вместе с колбасой даже бутылку водки продали. Спросили: «Ты все это выпьешь?» – она головой покивала, ей и продали. Был случай, когда я покупал вино, меня спросили: «Тебе зачем?» – я говорю: «Для мамы, она заболела». Тоже продали.

Депутат Государственной Думы Виктор Звагельский рассказал об ужесточении мер по борьбе с торгующими организациями, продающими алкоголь несовершеннолетним:

– Сначала мы издали закон, который дал продавцам право требовать удостоверение личности у покупателей, а затем ввели жесткую ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним – помимо штрафа, теперь это еще мгновенное лишение лицензии и введение уголовной ответственности для физического лица, то есть для продавца. Наиболее действенной мерой здесь я считаю лишение лицензии. Большинство предприятий, которые строят свой бизнес на торговле алкоголем и пивом, – а мы все-таки включили пиво в алкогольные напитки, несмотря на яростное сопротивление лоббистов всех мастей – стали прислушиваться. Также был введен запрет на ночные продажи. По новому закону с 1 января 2013 года во всех нестационарных торговых помещениях будет убрана продажа всего алкоголя, в том числе пива. Таким образом, мы исключим любую возможность продавать алкоголь несовершеннолетним.

Виктор Фридрихович поведал и о сложностях, возникающих на пути:

– Первое: создавая преференции малому бизнесу, мы не имеем возможности проводить внеплановые проверки, а, значит, не можем поймать за руку руководителей и продавцов, нарушающих закон. Второе: мы прекрасно знаем, что использовать несовершеннолетних в таких акциях нельзя. Я возглавляю проект «Народный контроль», суть которого заключается в мониторинге цен, но одно из его направлений также – проверка соблюдения закона о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним. Хочу сказать, что результаты по Москве достаточно ощутимы. Я заострил внимание на том, что мы собираемся передать лицензирование всех торговых точек на федеральный уровень – в таком случае получить лицензию обратно будет крайне сложно, практически невозможно. Магазин, лишенный лицензии, сможет торговать всем, чем угодно, кроме алкоголя.

Татьяна Леонова рассказала о реорганизации мелкорозничной торговли во вверенном ей округе:

– Мы прекрасно видим, что творится на автобусных остановках: почти на всех остановочных модулях есть «джентльменский набор» – пиво и сигареты. В итоге городом было принято решение – все остановочные модули, кроме тех, которые реализуют печать, подлежат ликвидации.

Дублер префекта ВАО Валентина Шалашникова отметила двойной позитивный характер акции:

– Вчерашние участники акции сегодня стали дублерами, и сейчас у них уже есть четкая гражданская позиция.

Эмоциональнее всех выступил Александр Бекасов, координатор акции «Не спаивайте наших детей!» в Восточном округе:

– Нужно, наверное, не столько бороться, сколько вообще изменить отношение к тому, что у нас происходит. 700000 человек в год – это 1917 человек в день!

Для наглядности Александр Валентинович привел несколько примеров из жизни:

– Недавно участник нашей акции Леша ездил с другими ребятами в Ригу, и папа – хорошо уж это или плохо, но – попросил его привезти рижский бальзам. Он обошел буквально весь город, и нигде ему бальзам не продали! А в районе Соколиная гора он обошел 11 магазинов и из шести вышел с вином в руках. А ведь это его страна, здесь он растет и будет жить. Или вот еще – недавно ребята, которые уже не участвуют в акции, потому что выросли, решили пройти по школам и рассказать своим сверстникам об этих проблемах, – они беседовали со школьниками и показывали им фильм «Береги себя», созданный Церковно-общественным советом по защите от алкогольной угрозы. Сначала ребята восприняли это как очередную пропаганду, но потом заинтересовались. По итогам последующей дискуссии я могу сделать вывод, что отношение молодежи к этому вопросу намного более жесткое, чем отношение взрослых людей.

В конце своего выступления Александр Валентинович подытожил:

– Я считаю, что основная цель акции – не поймать кого-то за руку, а немного изменить свое отношение. Человек, продающий наркотики, сразу знает, что он преступник. А человек, продающий алкоголь детям, не считает себя преступником и убийцей. Это народная беда, и справиться с ней можно тоже только всем вместе.

Кстати, все «трофеи», закупленные подростками в ходе акции, будут уничтожены в конце декабря в ходе специального флешмоба.

 

Оксана Кобылкина

Фото Алексея Мощенкова 

 

Календарь

Сегодня: 21.08.2013 Время: 23:10
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Не все поля формы заполнены корректно!



Не все поля формы заполнены корректно: